Бизнес — новости в Казахстане

В Минобразования объяснили миллиардные нарушения в ведомстве

В Министерстве образования и науки Казахстана прокомментировали информацию по итогам государственного аудита в МОН РК и выявленных финансовых нарушениях.

В Минобразования объяснили миллиардные нарушения в ведомстве

иллюстративное фото с сайта sputnik.tj

На данный момент создана Дисциплинарная комиссия в МОН – она начала работу и примет все меры по наказанию лиц, допустивших нарушения. При этом стоит отметить — все выявленные нарушения приходятся на период работы МОН РК до 2016 года, сообщили в ведомстве.

МОН вменяется не достижение заявленных показателей по снижению доли трехсменных школ – однако МОН является только оператором целевых трансферов местным акиматам, которые ведут всю документацию по школам и их строительству, и также за ними остается вопрос освоения средств. При этом если на 1 октября 2015 года в стране было 156 проблемных трехсменных и аварийных школ, в 2017-2018 году все они полностью будут закрыты, отмечается в сообщении министерства.

С другой стороны, вследствие демографии и естественного устаревания, износа школ, ежегодно появляются новые проблемные объекты, также растет потребность и в строительстве новых школ.

Пропустить рекламу: 5 секПерейти на сайт рекламодателяРеклама 00ПропуститьНаведите курсор,
чтобы включить звук

«Действительно, с 2008 года по 2015 год серьезной проблемой для МОН были колледжи мирового уровня, межрегиональные центры. И вы знаете, что осужден ряд лиц, связанных с выявленными нарушениями по ним. Только в этом 2017 году принято решение по их дальнейшему функционированию – они передаются под социальные нужды акиматам. Позиция МОН – все эти проекты высокозатратные, нет необходимости в их строительстве», — считают в МОН РК.

30 млрд тенге было потрачено на программу e-lerning – это также расходы, финансированные до 2016 года, из них 28 млрд ушло на компьютеры, интерактивные доски, сервера для школ. Они сейчас используются в учебном процессе, при этом, все это — «железо», которому свойственно устаревать, пояснили в министерстве.

1 млрд тенге затрачен на цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) – их 15 тысяч, и они бесплатно используются школами, при этом также со временем устаревают. Единственно, по этой программе не были введены электронные дневники, но МОН сегодня активно использует бесплатное решение автоматизированной системы Кунделiк и НОБД (Национальную Образовательную Базу Данных), представляющую собой хребет образовательной статистики страны и дающую самую достоверную информацию о системе образования.

9 млрд тенге – это неосвоенные средства, сложившиеся по объективным причинам из-за снижения контингента в вузах – эти средства возвращены в бюджет.

То, что «позиции Казахстана по качеству системы образования ухудшились в глобальном рейтинге конкурентоспособности» — не совсем корректная информация, так как по показателям ГИК (индексу глобальной конкурентоспособности), который включает в себя показатели, в том числе по охвату начальным образованием, высшим образованием, за 2016 год достигнут значительный рост, сообщили в МОН РК.

Серьезной проблемой до 2016 года являлось отсутствие методик финансирования в детских садах, школах, колледжах, вузах – сейчас они разработаны и находятся на регистрации в Министерстве юстиции. Разработаны также методики подготовки учителей, которые позволят в ближайшие три года не растратить впустую около 5 млрд тенге.

Далее, стоит подчеркнуть, что прогнозированием потребности в кадрах занимается Министерство труда и социальной защиты, которое работает с МИО, крупными компаниями и другими министерствами, формирует потребности в кадрах в ближайшее время — исходя из этой потребности, МОН размещает государственный заказ. Само МОН потребности в кадрах не формирует – это не входит в функции данного министерства, отметили в ведомстве.

При этом Казахстан – одна из единственных стран в мире, которая осталась с рассуждениями о том, что все выпускники вузов должны быть трудоустроены и это входит в обязанности государства. В нашей стране грантами обеспечивается 30% студентов, в России – 75%, и даже при этом россияне ушли от фактора трудоустройства всех обученных студентов. В США и Китае пытаются исходить из того, что 50% населения, способного к труду, должны быть с высшим образованием, поэтому аргументы в этой части устаревшие, заключили в Минобразования.

Источник